Межрайонная ИФНС России № 17 по Московской области, во исполнение поручения Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - Управление) об информировании налогоплательщиков по вопросу сроков прохождения и отражения информации о платежах, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
За предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается госпошлина в размере, установленном подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений на совершение таких действий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов.
Пункт 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ содержит перечень нарушений, которые являются основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по запросу лицензирующего органа (подпункт 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ).
Таким образом, наличие или отсутствие соответствующей задолженности подтверждается справкой налогового органа, полученной по запросу лицензирующего органа; при этом правовое значение имеет дата поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления, наличие у заявителя задолженности именно на эту дату, а не на дату учета налоговым органом определенных платежей.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения,если иное не предусмотрено Кодексом.
Правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему РФ установлены приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
В соответствии с письмами ФНС России от 02.05.2012 № ЗН-4-1/7304@ «О сроках предоставления информации» и Федерального Казначейства от 16.04.2012 № 42-7.4-55/13 «О сроках предоставления органами Федерального Казначейства информации о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации» информация о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации предоставляется в налоговый орган не позднее двух рабочих дней со дня совершения операций на лицевом счете администратора доходов бюджета.
Порядок работы налоговых органов с документами, поступившими из органов Федерального казначейства, установлен приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня» (далее – Требования).
В соответствии с разделом III Требований, обмен информацией между Управлением федерального казначейства по Московской области (далее – УФК) и Управлением о поступивших суммах платежей осуществляется в соответствии с приказом Минфина России, утверждающим порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
Управление получает информацию из УФК и направляет ее в нижестоящий налоговый орган (Инспекцию), которая в свою очередь отражает информацию о платежах, поступивших от налогоплательщика в бюджетную систему в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика (разделы 3,4 Приказа ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ «Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня»).Формирование файлов по каждой Инспекции и их передача осуществляется ежедневно по мере получения из УФК.
Таким образом, принимая во внимание сроки прохождения информации об уплате от кредитной организации до налогового органа и необходимого времени на обработку поступивших платежей, отражение их в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика, Управление рекомендует налогоплательщикам обращаться с соответствующим заявлением на выдачу лицензии в уполномоченный орган не ранее 7 рабочих дней с момента уплаты необходимых платежей.
В случае несоблюдения вышеуказанных нормативных актов налогоплательщики рискуют получить отказ уполномоченного органа в выдаче лицензии. При этом отказ в выдаче лицензии в качестве основания для возврата государственной пошлины Федеральным законом № 171-ФЗ не предусмотрен.
Вместе с тем, согласно статье 22 Федерального закона № 171-ФЗ решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд.
Поскольку права налогоплательщика нарушены незаконным решением лицензирующего органа, суды при рассмотрении подобного рода дел в большинстве случаев удовлетворяют требования заявителей, признавая недействительными решения лицензирующих органов (Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2013 № Ф05-14102/2013 по делу № А40-167925/12-79-1737 Определением ВАС РФ от 26.03.2014 № ВАС-3188/14 отказано в передаче дела № А40-167925/2012 в Президиум ВАС РФ; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2014 по делу № А46-8722/2013 Определением Верховного Суда РФ от 12.09.2014 № 304-КГ14-508 отказано в передаче дела № А46-8722/2013 в Судебную коллегию коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ).