Инвертировать: A A
Шрифт: A A A
Интервал: Kk K k K  k
Изображения: Вкл./ Выкл.

Вы здесь

«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей»

В рамках реализации Национального проекта «Демография» и в соответствии с планом мероприятий в рамках Десятилетия детства Роспотребнадзором разработан проект постановления Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей».
В документе впервые в едином формате отражены все общие и специфические вопросы организации питания детей во всех типах образовательных и оздоровительных организаций, организации по уходу и присмотру.
Впервые данный документ предусматривает возможность учета национальных и территориальных особенностей питания при построении цикличного меню, определяет обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, онфидобактериями, предусматривает использование исключительно йодированной соли.
Внедрение данного документа позволит существенно снизить риски здоровью детей, обусловленных пищевым фактором, а также существенно повысить роль здоровьесберегающей функции питания. Данные предложения и поправки не несут значительных экономических затрат в исполнении и обеспечивают оптимальные требования для организации питания детей.

В номере от 11.01 "Российская газета" информация о том, что Роспотребнадзор подготовил проекты новых СанПиНов по питанию в детских садах, школах, центрах творчества, лагерях отдыха и других организациях.
Анна Попова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач:
- Для чего создавался этот проект документа? Он должен изменить ситуацию с питанием в школах и в детских садах. Нормативы, которые разрабатывались достаточное количество лет назад, устарели - изменилась технология приготовления блюд, появились новые продукты. Не секрет, что часть продукции, приготовленной для детей, не съедается. Получается, дети остаются без полноценного питания, а деньги на это питание выбрасываются в корзину. Эту ситуацию должен кардинально исправить проект новых санитарных правил, которые объединяют в себе все требования организаций питания в детских садах и школах. Мы провели большую работу по изучению систем питания в лучших учебных заведениях России и за границей, в том числе где дети находятся целый день. Хорошо, что проект документа вызвал общественный резонанс. Это позволит сделать финальную редакцию более сбалансированной. Очевидно, документ затрагивает интересы как детей и их родителей, так и очень большой группы предпринимателей, которые получают значительные бюджетные средства на организацию питания. Документ должен отражать интересы всех сторон, но при неукоснительном соблюдении правила, что питание должно быть качественным и безопасным, а бюджетные деньги должны тратиться рационально.
Как изменились требования к маркировке молочной продукции
Смысл пункта проекта, который вызвал столько обсуждений, в том, что при организации питания - при приготовлении, при получении продуктов не допускается использование продуктов, которые не имеют сопроводительных документов и в безопасности которых есть сомнения. Это не частая проблема для крупных городов, но в небольших городах, в селах такая практика порой приводит к очень печальным последствиям.
Этот пункт не предполагал и не предполагает исключения того, что дети будут что-то приносить с собой в детские учреждения и там это есть. Дети, безусловно, будут пользоваться той возможностью, которая у них была, есть и останется. Особенно дети, нуждающиеся в специальных рационах питания! Очень важно обеспечить комфортные и безопасные условия питания всем детям, с учетом их индивидуальных особенностей. Принесенные из дома яблоко, булочку или какой-то продукт в рамках специфической диеты они смогут съесть в то время, которое им удобно, в комфортных и санитарно-безопасных условиях.

Фото: Никто не запрещает принести с собой в школу булочку, яблоко, бутерброд или сосиску. Photoxpress.ru
В числе прочего, в тексте документа есть и такие строки: "Не допускается использование при организации питания принесенных из дома продуктов и блюд". Иными словами, свою котлету-полуфабрикат в столовую принести нельзя и разогревать для вас домашние сосиски буфет не обязан. Но многие родители решили, что со своей едой теперь вообще в школу не пустят. Вот что рассказали они о школьных обедах.
Наталья Батчаева из Барнаула, мама первоклассницы, страдающей диабетом, говорит: "Мы не носим еду из дома. Дочь питается в школьной столовой, поскольку блюда там приближены к диетическим. Единственная проблема - в них много сахара. Мне приходится увеличивать дозу инсулина, чтобы его нейтрализовать. При этом есть опасность, что другие дети угостят дочь принесенной из дома едой, а она забудет об этом сказать".
На чем мечтают делать деньги современные школьники
С ней согласна Татьяна Дейнек, жительница Калининграда, мама второклассницы Арины: "Дети не должны брать с собой в школу готовые блюда с домашнего стола: невозможно выдержать температурный режим. Фруктов, орехов, печенья и других подобных продуктов, на мой взгляд, более чем достаточно для перекуса. Моя дочка может взять в школу яблоко, сухое печенье, воду в бутылке. Если новые правила утвердят, для моей семьи ничего не изменится".
Папа одиннадцатиклассницы Александр Форин из Хабаровска считает, что еду в школу дают ребенку родители, которые хотят сэкономить. " Есть люди, которых не устраивает меню или вид, вкус блюд. Не домашняя еда становится причиной вспышек пищевых инфекций в школах, а блюда, купленные в школьной столовой, где нарушаются санитарные нормы". Юлия Гричаниченко, мама ростовского второклассника признается: "Сын отказывается обедать в столовой - не вкусно".
Сейчас появилась надежда, что ситуация с питанием изменится. В проекте СанПиНа есть важные новшества: в детских садах вместо ужина и полдника допускается "уплотненный полдник", ежедневное меню вывешивается в каждой группе так, чтобы родители могли его видеть. Школьное меню должно находиться в обеденном зале, причем указывается и цена обеда.
Дежурить по школьным столовым можно лишь тем, кому больше 12 лет. Перемена для обеда - не меньше 20 минут. Столовая в новых и отремонтированных зданиях школ должна быть такого размера, чтобы за три перемены все дети успели пообедать.
Объявлен топ лучших образовательных ресурсов по русскому языку
(Сейчас, к слову, переменки в школах длятся обычно 10-15 минут, не больше. Мест в столовых катастрофически не хватает, и многие школьники отказываются от еды, так как просто не успевают на обед.)
Если ученику из-за болезни нужен особый рацион, то его питание в школе будет контролировать медработник. Алюминиевые вилки-ложки должны исчезнуть из столовых, а вот одноразовой посудой пользоваться разрешается. Но только действительно один раз!
Каждый день в меню детей должны быть мясо, птица, молоко, сливочное и растительное масло. Раз в два-три дня - рыба, яйца, сыр, творог.
Учтены особенности организации питания детей, режим дня которых предусматривает повышенные энергозатраты. Например, в кадетских школах. Регламентированы требования к организации питания детей, болеющих сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями. Разрешено учитывать национальные и территориальные особенности питания при построении цикличного меню. Что очень важно, в меню теперь войдут продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, бифидобактериями, а соль будет использоваться исключительно йодированная.
Дежурить по школьным столовым можно лишь тем, кому больше 12 лет. Перемена для обеда - не меньше 20 минут
Рекомендуемые суточные нормы выдачи детям сахара, соли и кондитерских изделий минимизированы. Будет разрешено брать для столовых то, что выращено на школьных приусадебных участках, в теплицах. Правда, понадобится заключение лаборатории о безопасности продукции.
СанПиН может официально разрешить школам, колледжам, лагерям отдыха устанавливать вендинговые аппараты. Но от горячего питания при этом отказываться запрещено. Исключение сделано для организаций дополнительного образования. Там можно обойтись без щей-борщей.
Впервые СанПиН разъясняет, как и чем кормить детей в походах, что может входить в состав сухого пайка и как оборудовать столовую в малокомплектной школе. Вот этот минимум для школы, где учится не больше 50 учеников: электроплита с духовкой, холодильник, электроводонагреватель, двухсекционная мойка для мытья посуды. А вот состав сухого пайка: фрукты, вода, сок, молоко, хлебобулочные изделия, орехи, сухофрукты, вафли, мини-кексы, пряники, зефир, кондитерские батончики, конфеты, шоколад.
Еще одна существенная вещь проекта: исключается обязательное требование согласования примерного меню, исключено двойное трактование обязательных положений.

О безопасности школьных товаров
В течение всего учебного года родители школьников периодически приобретают одежду, обувь, учебную литературу и прочие необходимые ребенку товары. Как быть уверенным, что эти покупки безопасны для Вашего ребенка? О стандартах качества и безопасности детских, в том числе школьных товаров, рассказывают специалисты отделения гигиены детей и подростков.
Обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, в целях защиты их жизни и здоровья, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, а в части, не урегулированной нормативно-правовыми актами Таможенного союза - санитарным законодательством Российской Федерации. Указанный технический регламент вступил в силу с 1 июля 2012 года в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 и распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
Данный технический регламент устанавливает требования к следующей продукции:
• изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические и галантерейные изделия, щетки зубные и массажеры для десен);
• одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия;
• обувь и кожгалантерейные изделия;
• коляски детские и велосипеды;
• издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности.
Для каждой из перечисленных групп в регламенте есть свои требования по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности.
Технический регламент ТР ТС 007/2011 не охватывает следующие группы продукции: продукция, разработанная и изготовленная для применения в медицинских целях; продукты для детского питания; парфюмерно-косметические товары; спортивные изделия и оборудование; учебные пособия, учебники, электронные учебные издания; игрушки, игры настольные печатные; мебель; продукция, изготовленная по индивидуальным заказам.
Рассмотрим требования безопасности, предъявляемые к товарам для школьников.
Одежда в соответствии с функциональным назначением подразделяется на одежду:
1-го слоя (имеет непосредственный контакт с кожей): нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные изделия.
2-го слоя (имеющие ограниченный контакт с кожей): платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы, головные уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, чулочно-носочные изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки),
3-го слоя (относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке).
Одежда каждого слоя оценивается по показателям: гигроскопичность, воздухопроницаемость, содержание свободного формальдегида, устойчивость окраски к стирке, поту и трению сухому, индекс токсичности. Кроме того, в изделиях 1-го и 2-го слоя, изготовленных из чистошерстяных, шерстяных, полушерстяных, синтетических и смешанных материалов определяется напряженность электростатического поля на поверхности изделия. Текстильные материалы для одежды и изделий должны соответствовать требованиям химической безопасности, а также требованиям, предъявляемым к устойчивости окраски.
Перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического состава материала и вида изделия. Текстильные материалы в одежде и изделиях из меха должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности.
Помните, что ребенку в выбранной одежде, в первую очередь должно быть комфортно: она не должна стеснять движений.
Безопасность обуви оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных веществ и комплексом физико-механических свойств (масса, гибкость, прочность крепления деталей низа, деформация подноска и задника обуви и разрывная нагрузка узлов крепления ручек кожгалантерейных изделий).
Не допускается изготавливать подкладку закрытой обуви из искусственных и (или) синтетических материалов в закрытой обуви всех половозрастных групп;
Обувь должна соответствовать требованиям биологической и механической безопасности. Как и при оценке одежды, измеряется напряженность электростатического поля на поверхности обуви (не должна превышать 15 кВ/м).
Обувь нужно выбирать строго по размеру. Существует международный стандарт определения размера обуви (цифрами ISO 3355-77), он используется и в России. Номер обуви по нему - это размер стопы в миллиметрах, причем длина ее измеряется от края пятки до кончика большого пальца.
Портфели и ранцы ученические должны
• иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане,
• изготовливаться из материалов контрастных цветов;
• ранцы ученические для детей младшего школьного возраста должны быть снабженыформоустойчивой спинкой.
Содержание вредных веществ в материалах для ранцев, сумок, ученических рюкзаков, портфелей не должно превышать нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности.
Издательская (книжная и журнальная) продукция, школьно-письменные принадлежноститакже должны соответствовать требованиям биологической, химической безопасности.
Биологически безопасное издание - издание, в процессе чтения которого обеспечиваются оптимальные условия для зрительной работы, не развивается зрительное утомление, связанное со зрительным восприятием текста, напряжением остроты зрения, аккомодацией и движением глаз;
Биологическая безопасность издательской продукции определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от вида издания, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения детей и подростков.
Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то она должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей.
Для изготовления издательской продукции не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие); в издательской продукции не допускается применение узкого начертания шрифта;
В изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (белые буквы на черном фоне).
Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества
Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для подготовки дошкольников к письму, для нот, дневников школьных используется бумага писчая, а также другие виды полиграфической бумаги. Применение глянцевой бумаги не допускается.
Для производства альбомов, папок и тетрадей для рисования используется бумага рисовальная, а также другие виды полиграфической бумаги с определенной массой бумаги; альбомов и папок для черчения - бумага чертежная.
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Ее наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции и она должна содержать следующую информацию:
• наименование страны, где изготовлена продукция;
• наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
• наименование и вид (назначение) изделия;
• дата изготовления;
• единый знак обращения на рынке;
• срок службы продукции (при необходимости);
• гарантийный срок службы (при необходимости);
• товарный знак (при наличии).
Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
Не допускается использования указаний "экологически чистая", "ортопедическая" и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.
Изделия, по форме и виду аналогичные применяемым изделиям для пищевых продуктов, но не предназначенные для контакта с пищевыми продуктами, должны иметь маркировку "Для непищевых продуктов" или указание их конкретного назначения.
Маркировка одежды, должна иметь информацию с указанием:
• вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия, а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный);
• размера изделия,
• символов по уходу за изделием и инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации.
Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.
Маркировка кожгалантерейных изделий должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу.
Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Выбираем детские игрушки
Каждый родитель знает, о чем его ребенок мечтает! Детская игрушка – именно этот подарок является самым желанным для ребенка. Кто из нас когда-то не мечтал получить куклу, плюшевого медведя, модели машинок и так далее?
Однако, если раньше выбор игрушек был невелик, то сегодня Вы можете подобрать игрушку на любой вкус. К сожалению, переполненность рынка игрушек несет в себе не только положительные тенденции, но и отрицательные. Так, вместе с качественными и безопасными товарами, на прилавки магазинов попадают и дешевые подделки, игры с которыми могут оказать пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье ребенка.

Выбор места приобретения игрушки.
Выбор игрушки в первую очередь начинается с выбора места ее приобретения. Так, настоятельно не рекомендуется покупать товар в зонах несанкционированной торговли, в таких местах чаще всего могут встретиться игрушки несоответствующего качества, а также в будущем это может затруднить процесс предъявления претензии.
Наиболее безопасным местом для приобретения детских товаров являются специализированные магазины, так как в них Вы можете получить грамотную консультацию специалистов, а также квалифицированную помощь в выборе самой игрушки.

Документы на игрушку.
Для того, чтобы полностью убедиться в качестве и безопасности выбранного товара для вашего ребенка, не стоит пренебрегать процессом проверки соответствующих документов.
Согласно ст. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», перед выпуском в обращение на рынок игрушки обязаны пройти процедуру сертификации, в результате которой на товар выдается сертификат соответствия, содержащий в себе следующие сведения: регистрационный номер сертификата, единый знак обращения продукции на рынке государств Таможенного союза, полное наименование органа по сертификации, полное наименование заявителя, полное наименование изготовителя товара, сведения о продукции, условия и сроки хранения продукции, дата регистрации сертификата и дата прекращения его действия, печать органа сертификации и иное.
По просьбе потребителя, продавец (поставщик) обязан предоставить вышеуказанный сертификат. В случае предоставления копии сертификата, она должна быть заверена подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В обязательном порядке на игрушке (на упаковке, на ярлыке (этикетке) должен содержаться единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Также, игрушка должна содержать маркировку, которая может находиться на самой игрушке, ее упаковке или этикетке, которая, согласно Техническому регламенту, должна содержать:
- наименование игрушки;
- наименование страны, где изготовлена игрушка;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости).
- способы ухода за игрушкой (при необходимости);
- дата изготовления (месяц, год);
- срок службы или срок годности (при их установлении);
- условия хранения (при необходимости).

А какая она?! Игрушка?!
Не забывайте, что на многие игрушки установлены возрастные ограничения, поэтому обязательно убедитесь, подходит ли выбранная игрушка Вашему ребенку по возрасту. Сделать Вы это можете, ознакомившись с положениями Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек».
Также, при выборе необходимо обратить внимание на:
Материал, который должен быть безопасным и соответствовать требованиям, в зависимости от возраста ребенка, содержащимся, в Техническом Регламенте Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»;
Форму, которая не должна содержать острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться;
Цвет, который должен быть максимально приближен к естественному, так как неестественные цвета могут нарушить представление ребенка о реальном мире, а также напугать его;
Запах, который не должен быть стойким и неприятным;
Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Она может быть нанесена как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша;
Предупреждающую надпись, которая может указывать на особые правила безопасного использования игрушки;
Тематику, которая не будет нести угрозу психике ребенка;
Реалистичность, так как приобретение игрушек, похожих на реальных зверей, людей, предметы и так далее помогает ребенку проводить аналоги между ними;
Звук, который ни в коем случае не должен, раздражать слух и пугать ребёнка.
Игрушка и ее составные части, включая крепёжные детали должна выдерживать механические нагрузки, возникающие при использовании игрушки по назначению, не должна разрушаться и должна сохранять свои потребительские свойства.

Некачественная игрушка?!
В том случае, если игрушка по каким-либо причинам не подошла Вам или же она имеет недостатки, обязательно обратитесь к продавцу.
Основными нормативными актами, регулирующими сферу защиты прав потребителей, являются:
• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
• Правила продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55).
Согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Исключением являются игрушки электронные и непериодические издания для детей (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену.
В случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были оговорены продавцом) потребитель по своему выбору вправе:
• потребовать замены на аналогичный товар (этой же модели и (или) артикула);
• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В случае, если продавец (изготовитель) отказываются выполнить одно из вышеуказанных требований, Вы имеете право на написание претензии с требованием реализовать Ваше право. Если в удовлетворении претензии Вам было необоснованно отказано, Вы имеете право восстановить нарушенные права в судебном порядке.

Дата новости: 
05 февраля 2019