Несмотря на общее снижение дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), положение с обеспечением безопасности движения поездов на железнодорожных переездах свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по их сокращению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Безопасность движения является одним из главных принципов функционирования системы железнодорожного транспорта.
По состоянию на 12.03.2025 на сети железных дорог произошло 41 ДТИ (в 2024 году — 39 случаев, рост на 5%), в которых пострадали 20 человек (в 2024 году — 22 человек, снижение на 9%) из них смертельно травмировано 9 человек (в 2024 году - 8, рост на 12,5%).
Причиной допущенных событий явились несоблюдение водителями автотранспортных средств требований Правил дорожного движения Российской Федерации.
Случаи грубейшего нарушения «Правил дорожного движения Российской Федерации» водителями автотранспортных средств, в части выезда на железнодорожный переезд при запрещающих показаниях автоматической переездной сигнализации, помимо массового сбоя графика движения поездов и колоссальных материальных ущербов, приводят к гибели ни в чем неповинных работников локомотивных бригад и пассажиров автомобильного и железнодорожного транспорта.
Особую тревогу вызывают ДТИ с пассажирскими и пригородными поездами, таких происшествий за указанный период произошло 16 (в 2024 году - 12, рост на 33%). Кроме этого, зафиксировано снижение количества ДТП на железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным работником на 50% (в 2025 году — 1, в 2024 году — 2).
В границах Московско-Рязанской и Куровской дистанций пути Московской дирекции инфраструктуры на железнодорожных переездах, расположенных в городском округе Люберцы ДТП не допущено.
Работники Московско-Рязанской и Куровской дистанций пути Московской дирекции инфраструктуры ежемесячно — осуществляют контрольные осмотры железнодорожных переездов и автодорог на подходах к ним. При этом, особое внимание обращается на соответствие оборудования переездов нормативным требованиям, в том числе состояние переездных настилов, освещенности и условий видимости, наличие дорожных знаков. Проводится профилактическая работа в автотранспортных предприятиях и непосредственно с водителями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разъяснению правил проезда через железнодорожные переезды, с распространением памяток по правилам проезда.
По установленному порядку дежурные сменные работники на железнодорожных переездах постоянно фиксируют допускаемые водителями транспортных средств нарушения правил дорожного движения. Однако сколько нарушений допускается на переездах, где никто не контролирует водителей, можно только предполагать, а как показывает статистика — основная доля происшествий происходит именно на таких переездах (96%).