Жестокое обращение с детьми: психическое насилие
Психологическое (эмоциональное) насилие - это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергает опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. Психологическим насилием является отвержение ребенка со стороны родителей или других взрослых, сверстников или превращение его в «козла отпущения», оскорбление, осмеяние, угрозы и запугивание. Психологическое насилие настолько распространено, что можно с полной уверенноестью усверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе, прямо или косвенно, какое-то из его проявлений.
Пять типов разрушительного поведения родителей или других взрослых.
1. Отвержение – публичное унижение ребенка, предъявление чрезмерных требований, публичная демонстрация отрицательных качеств ребенка, постоянное формирование у него чувства стыда и вины за проявление естественных для него эмоций.
2. Угрозы – унижение и оскорбление ребенка, использование ненормативной лексики по отношения к нему.
3.Игнорирование – отсутствие реакции на потребности ребенка в безопасном окружении, поддержке общении.
4. Изолирование – установление ограничений на контакты ребенка со сверстниками и родственниками, формирование у ребенка представления о том, что он один в этом мире и не может ни на кого положиться.
5. Развращение – формирование искаженного представления о социальных нормах, создание мотивации к воровству, проституции, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.
Психологическое подавление характерно для родителей двух типов:
Жесткие, агрессивно - авторитарные (стараются сломить волю ребенка, пытаются исправить ребенка с помощью унижения, угроз, недоверия, жестокого контроля, подавления самостоятельности);
Тревожно-мнительные (сравнивают «показатели» ребенка с другими детьми не в пользу собственного, перегружают нагрузками, для достижения целей используют слезы, подарки, имитацию болезни). Оба типа родителей объединяет то, что они постоянно недовольны своим ребенком; их идеалом является удобный покорный ребенок.
Высказывания, характерные для эмоционального насилия:
«…Весь в отца, в нашей семье таких не было»
«…Дебил, идиот, дурак, легче зайца научить писать»
«…Вырастешь бомжом» «…Ты что – тупой?»
«…Заткнись, чтобы я тебя не слышала».
Психологическое насилие в школе.
Помимо семьи, ребенок чаще всего сталкивается с психологическим насилием со стороны учителей и сверстников в школе. Особенно тяжело ребенок переживает неправильное обращение в начальной школе – в силу авторитета учителя и высокой значимости достижений в первые годы обучения. Отношение учителя в начальных классах обладает особой значимостью для ребенка, часто наравне с родительским. Это означает, что ребенок готов верить учителю, если тот оценивает его как «плохого».
Реакции детей на оскорбления и неприятие учителя:
-боязнь и отказ идти в школу
-нарушение сна, страхи
-плохое поведение
-частые простудные заболевания
Психологическое насилие проявляется в привычном занижении оценок, игнорировании успехов ребенка, «воспитательные» комментарии по его поводу в присутствии других учеников, обсуждении учителем его родителей.
Выяснить:
- нуждается ли ребенок в медицинской помощи;
- есть ли в семье люди, способные его защитить;
- поговорить с родителями;
- позвонить в дежурную часть МУ МВД России «Люберецкое» по телефону: 8 (495) 554-93-94 или 112;
- прийти или позвонить в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав:
8 (498) 553-99-61, 8 (495) 503-34-72 (Московская область,
г.Люберцы, Октябрьский проспект, д. 190);
- позвонить по телефону горячей линии «Дети в беде»: 8 (495) 503-20-80;