Мособлархитектура разработала методические рекомендации по внутреннему обустройству типовых помещений дошкольных образовательных организаций на территории региона. Документ включает рекомендации по организации пространств, конструктивным и художественным решениям в интерьерах, дизайн-концепции с иллюстрациями, а также примеры экологичных и долговечных отделочных материалов российских производителей.
«Ежегодно в Подмосковье появляется все больше социальных объектов нового качества, которые создают все необходимые условия для развития способностей детей, получения новых знаний и расширения круга их интересов. Методические рекомендации разработаны с учетом всех современных требований и определяют новый стандарт выполнения интерьеров детских садов. Их главная цель - совершенствование проектирования и строительства, повышение уровня комфорта и эстетики внутренних пространств объектов дошкольного образования. Пособие предназначено для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков региона», - прокомментировал министр Правительства Московской области по архитектуре и градостроительству Владислав Гордиенко.
Рекомендации применяются при новом строительстве и реконструкции бюджетных объектов дошкольного образования Московской области и входят в состав конкурсной документации на выполнение работ и оказанию услуг по проектированию и строительству таких объектов. Они содержат три варианта концепций дизайн-проектов для всех помещений, в том числе: групповых (игровых), залов для занятий спортом, музыкальных залов, спальных, раздевальных, буфетных, санузлов и др.
«Одной из главных задач при подготовке методических рекомендаций было создание единого стандарта качества интерьеров детских садов в Подмосковье. Это важнейшая задача, так как от того, какой будет образовательная среда сегодня, зависит наше будущее завтра. Огромную роль в воспитании подрастающих поколений играет эстетика, поэтому разработанные рекомендации предлагают как теоретические, так и практические решения, позволяющие формировать индивидуальный образ каждого дошкольного учреждения. В методических рекомендациях представлены несколько примеров концепций, которые могут служить образцами при разработке дизайн-проектов. Общие принципы: идея проекта, отражающая ключевые принципы и приемы для организации и оснащения комплекса дошкольного учреждения как единого целостного пространства, создание многофункциональных пространств, продуманная колористическая палитра, современные материалы и технологии», - прокомментировала Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области. Она также отметила, что методические рекомендации были разработаны с учетом особенностей детской психологии и мировосприятия.
Основной подход - присвоение каждой группе помещений уникального цветового кода и идентификационного знака, использование нейтральной колористической палитры. Характерными акцентами в интерьере выступают фрески с различными изображениями. Спокойные оттенки цветов в сочетании с текстурами дерева помогают создать комфортное и уютное пространство.
Согласно замыслу первой концепции «Фреска», каждой детсадовской группе присваивается символ животного – например, зебры, тигра, лисички, зайца или др. Предлагается несколько тем: «Саванна» и «Леса и поля». На стены наносятся тематические цифровые фрески с изображением среды их обитания. Такой прием в интерьере позволяет разнообразить внутреннее пространство и создать визуально привлекательную среду для детского развития и игр. Полотно фресок гипоаллергенно, устойчиво к внешнему воздействию и влаге. При необходимости возможна быстрая замена полотна и изготовление нового.
Вторая концепция – «Абстракция». Интерьеры выполнены в современном минималистичном стиле. Главным группам помещений назначен уникальный цветовой код. Стены нейтральных светлых оттенков гармонично сочетаются с яркими акцентами на мебели, навигации, декоративных элементах. В отделке используется текстура натуральных материалов - дерева или его имитации. В этой концепции также используются фрески в виде абстракции - цветных кругов. Каждому этажу присваивается свой цвет – используются оттенки персикового, бирюзового и яблочного.
Третья концепция – «Скандинавия». В этом варианте группам детского сада также присваивается уникальное название: цветочки, птички, звездочки и др. Каждой из них определен цветовой код, чтобы вызвать ассоциацию именно с символом группы. Колористическая палитра основана на сочетании нейтральных оттенков розового, голубого, желтого, сиреневого и текстуры дерева.
Еще один важный раздел методических рекомендаций – основные принципы зонирования пространства. В условиях, когда ребёнок проводит в группе детского сада значительную часть времени, предметно-пространственная среда влияет на его умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие. Организация пространства должна способствовать не только творческой активности детей, но и социальному взаимодействию.
Трансформируемая и адаптивная мебель, предусмотренная рекомендациями, позволяет создавать различные пространства для творчества и развития. Например, кровать-подиум позволяет организовать «лекторий» - амфитеатр для прослушивания сказок. Ящики, шкафчики и доски для рисования на колесиках легко передвигаются, тем самым дают возможность легко освободить пространство и организовать дополнительные возможности для общения и игр.
Отдельный раздел рекомендаций посвящён навигационной системе, которая должна гармонично дополнять интерьер и соответствовать общему стилистическому решению для создания аккуратного, гармоничного внутреннего пространства.
Ссылка на рекомендации: https://mosoblarh.mosreg.ru/deyatelnost/arhitekturnaya-komissiya/04-05-2023-14-02-29-metodicheskie-rekomendatsii-po-vnutrennemu-obustro