Несмотря на общее снижение дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), положение с обеспечением безопасности движения поездов на железнодорожных переездах свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по их сокращению.
По состоянию на 15.04.2024 произошло 59 ДТП (в 2023 году - 76 случаев, снижение на 22%), в которых пострадали 38 человек (в 2023 году - 38 человек) из них 19 человек погибли (в 2023 году - 16, рост на 19%).
Причиной допущенных событий явились несоблюдение водителями автотранспортных средств требований Правил дорожного движения Российской Федерации. Случаи грубейшего нарушения «Правил дорожного движения Российской Федерации» водителями автотранспортных средств, в части выезда на железнодорожный переезд при запрещающих показаниях автоматической переездной сигнализации, помимо массового сбоя графика движения поездов и колоссальных материальных ущербов, приводят к гибели ни в чем неповинных работников локомотивных бригад и пассажиров автомобильного и железнодорожного транспорта.
Особую тревогу вызывают ДТП с пассажирскими и пригородными поездами, таких происшествий за указанный период произошло 17 (в 2023 году - 20, снижение на 15%). Кроме этого, зафиксирован рост количества ДТП на железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным работником на 50% (в 2024 году - 3, в 2023 году - 2).
Так, 01.04.2024 в 14:32 на регулируемом, обслуживаемом дежурным работником железнодорожном переезде на 146 км пк 8 перегона Берендеево - Шушково СЕВ ДИ, оборудованном устройствами заграждения переезда, произошло столкновение пассажирского поезда № 15 (сообщением Архангельск - Москва) с маршрутным автобусом № 102 марки «ПАЗ» (сообщением Переславль - Бектышево, населенность 7 пассажиров), водитель которого выехал на железнодорожный переезд на запрещающие показания автоматической переездной сигнализации.
Работники Московско-Рязанской и Куровской дистанций пути Московской дирекции инфраструктуры ежемесячно осуществляют контрольные осмотры железнодорожных переездов и автодорог на подходах к ним. При этом, особое внимание обращается на соответствие оборудования переездов нормативным требованиям, в том числе состояние переездных настилов, освещенности и условий видимости, наличие дорожных знаков. Проводится профилактическая работа в автотранспортных предприятиях и непосредственно с водителями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разъяснению правил проезда через железнодорожные переезды, с распространением памяток по правилам проезда.
По установленному порядку дежурные сменные работники на железнодорожных переездах постоянно фиксируют допускаемые водителями транспортных средств нарушения правил дорожного движения. Однако сколько нарушений допускается на переездах, где никто не контролирует водителей, можно только предполагать, а как показывает статистика - основная доля происшествий происходит именно на таких переездах (96%).