Налоговики Подмосковья разъясняют основания для проведения расчетов НДФЛ, включаемых в налоговые уведомления
УФНС России по Московской области сообщает о начале массовой рассылки гражданам налоговых уведомлений по сроку уплаты 01.12.2026, в том числе с расчетом налога на доходы физических лиц.
Основания для проведения расчета НДФЛ, включаемого в налоговые уведомления, приведены в пункте 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации. Это:
- получение дохода в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации;
- получение дохода от налогового агента, с которого не был удержан НДФЛ;
- предоставление общей суммы стандартного налогового вычета налогоплательщику по итогам налогового периода одним или несколькими налоговыми агентами в большем размере, чем предусмотрено НК РФ;
- предоставление общей суммы налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан налогоплательщику по итогам налогового периода в большем размере, чем предусмотрено законодательством, по всем договорам на ведение индивидуального инвестиционного счета, прекращенным в одном налоговом периоде;
- предоставление общей совокупной суммы налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 и подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 219.2 НК РФ, налогоплательщику по итогам налогового периода налоговым органом при представлении налогоплательщиком налоговой декларации, либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом, либо в упрощенном порядке в большем размере, чем предусмотрено налоговым законодательством;
- превышение суммы выплат (в части превышения над уплаченными сберегательными взносами или страховыми взносами по договору страхования жизни), не учтенной в облагаемом доходе на основании НК РФ, установленных пределов;
- исчисление налоговым органом общей суммы налога в порядке, установленном НК РФ, в большем размере, чем совокупность суммы налога, исчисленной налоговыми агентами, суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду, и суммы налога, исчисленной налоговым органом с доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также при получении доходов в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов.
Управление также напоминает, что при обнаружении в налоговом уведомлении ошибок или недостоверных сведений, которые завышают сумму налога, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога. К заявлению налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога. Заявление и документы можно подать лично или через представителя в налоговый орган по выбору налогоплательщика, в том числе через МФЦ, а также в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика для физического лица.
Применение налоговых ставок зависит от кода доходов
УФНС России по Московской области напоминает, что, начиная с налогового периода 2025 года, форма налогового уведомления включает единый расчет НДФЛ по всем основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (приказ ФНС России от 20.08.2025 № ЕД-7-21/732@). Для целей применения налоговых ставок совокупные налоговые базы распределены по группам доходов. Коды группы доходов утверждены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 20.10.2025 № ЕД-7-11/913@.
В связи с этим, в налоговом уведомлении в новом разделе по графе «Налоговые ставки» указывается номер группы ставок соответствующей группы доходов, при этом группы доходов с кодом начиная от «04» до «11» (за исключением кода «08») объединены в «Иную группу», группа доходов с кодом «08» включена в «Первую группу».
Учитывая изложенное, в налоговом уведомлении отражаются следующие группы:
- «Первая группа» (13/15/18/20/22%) для доходов, в частности, от осуществления трудовых обязанностей физическими лицами, в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании), в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, п. 3.1 ст. 224 НК РФ);
- «Вторая группа» (13/15%) для доходов, например, дивидендов, от продажи имущества, операций с ценными бумагами, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (п.6 ст.210 НК РФ);
- «Третья группа» (13/15%) для доходов в виде денежного довольствия и иных дополнительных выплат, связанных с участием в специальной военной операции (выполнением задач в этот период) ряда физлиц (мобилизованных, добровольцев, сотрудников Следственного комитета РФ и др.), оплаты труда (денежного довольствия (содержания)) лиц, работающих в районах Крайнего Севера, в части, которая относится к районным коэффициентам и процентным надбавкам за работу там (пп. 6.1 и 6.2 ст. 210 НК РФ);
- «Иные группы» (9, 15, 30, 35% налоговая ставка, установленная международным законодательством) для доходов, например, физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (пп. 2, 3, 5 и 6 ст. 224 НК РФ, ст. 232 НК РФ).